ЗАЯВЛЕНИЕ

Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины

О вероятности существования организованной преступной группировки в органах исполнительной власти и местного самоуправления Нижнегорского района АРК

22 августа 2000 года в адрес Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины поступило письмо постоянного представителя Президента в Крыму А. Корнейчука, в котором он просит дать “публичную оценку хулиганским действиям произошедшим в Нижнегорском районе, а также оказать содействие правоохранительным органам в привлечении к ответственности зачинщиков и подстрекателей преступных действий”.

Еще до получения этого письма, с целью непосредственного изучения ситуации 21 августа в пгт. Нижнегорское выехали несколько членов Совета представителей во главе с председателем Совета.

В результате было установлено следующее.

В настоящее время в Нижнегорском районе проживает более 10 000 крымских татар, из которых примерно 2000 живут в самом поселке Нижнегорское. Таким образом, крымские татары составляют 17% всего населения района. При этом в райгосадминистрации, милиции, прокуратуре, иных административных органах их менее 1%, а в некоторых госструктурах и нет вообще.

С 1992 года райисполком, а теперь райгосадминистрацию Нижнегорска возглавляет Джордж Ковалев. За этот период региональный меджлис и крымскотатарская общественность района многократно обращались к нему как к представителю украинского государства, обязанного обеспечить действие Конституции и законов Украины в отношении всех ее граждан независимо от национальности, с просьбами, прямо вытекающими из принципа равноправия, граждан, в том числе:

-          - обеспечить адекватное представительство крымских татар в органах исполнительной власти;

-          - открыть школу с преподаванием на крымскотатарском языке в соответствии с количеством учеников крымскотатарской национальности;

-          - ввести в райгосадминистрацию специалиста, который бы занимался вопросами возрождения и развития крымскотатарской культуры;

-          - разработать меры по обеспечению крымских татар землей и др.

Эти просьбы представлялись как на личных встречах с ним, так и в письменной форме.

На протяжении многих лет Дж. Ковалев не только не предпринял каких-либо шагов по удовлетворению этих просьб, но даже не отвечал на них в порядке, установленном законом. Таким образом, он организовал в районе целую систему дискриминации крымских татар по национальному признаку и тщательно ее поддерживал. Разумеется, он действовал не один, а реализовывал свои намерения через весь аппарат райгосадминистрации и смежных с ней административных и хозяйственных органов. Совершенные им деяния должны быть тщательно расследованы органами правопорядка. Предварительно их можно оценить как преступления, предусмотренные частью 3 статьи 66, частью 2 статьи 134 (1), частью 2 статьи 165 Уголовного Кодекса Украины. Первым шагом, направленным на пресечение преступной деятельности Дж. Ковалева, безусловно, должно стать мотивированное обращение в адрес Президента Украины об освобождении его от обязанностей главы Нижнегорской райгосадминистрации.

Необходимо также тщательно расследовать деятельность руководства Нижнегорской районной  милиции, поскольку усматривается, что районная милиция непосредственно соучаствовала в некоторых из преступлений, организовывала или укрывала иные преступления, совершенные в отношении лиц крымскотатарской национальности на территории района (например, при расследовании конфликтов в селах Приречное в августе 1999 года, Ивановка и Зорькине в мае 2000 года), а также своим поведением и отношением к служебным обязанностям явно нарушала пункты 2 и 6 статьи 10 “Закона о милиции”, потворствовала преступной деятельности главы госадминистрации.

К сожалению, необходимые поручения не могут быть даны прокурору района Угрюмову, который неоднократно санкционировал применение насилия с использованием спецсредств не только в отношении крымских татар, но и в отношении мирного населения других национальностей, для того, чтобы подавить обоснованные акции гражданского протеста, как это было, например, в селе Михайловка 24 мая 2000 года.

Имеется также заявление за подписью 17 человек, где сообщается об открытых высказываниях прокурора Угрюмова о том, что он поддерживает и считает правильной депортацию 1944 года, чем, по-видимому, и объясняется его противозаконное поведение. Его действия также подпадают под совокупность статей 66, 165 - 166 Уголовного Кодекса Украины. Учитывая, что, несмотря на многочисленные обращения к нему со стороны граждан различных национальностей, на протяжении длительного времени он не предпринимал никаких мер по соблюдению закона в ходе распаевания сельскохозяйственных земель и организации новых форм хозяйствования в аграрном секторе, следует также проверить его деятельность в этом направлении. Очевидно, что он немедленно должен быть отстранен от должности, а функции соблюдения законности в районе переданы кому-либо из людей, не связанных с ним по службе или лично.

Обращает на себя внимание, что в течение последних месяцев глава райгосадминистрации в дополнение к прежним своим нарушениям закона практически организовал на местном уровне срыв исполнения поручений Президента Украины и Постановления Совета Министров АРК № 187.

Учитывая, что все эти правонарушения имеют систематический, а в некоторых случаях и поныне длящийся характер, совершены хорошо организованной группой лиц с использованием их должностного положения, средств и ресурсов, полученных у государства для решения других задач, напрашивается предварительный вывод о наличии в органах государственной власти и местного самоуправления Нижнегорского района организованной преступной группировки, напоминающей по своим целям и методам известные из истории других государств расистские мафии наподобие Ку-клукс-клана. Трудно сейчас определить ее состав и руководителей, но вполне вероятно, что глава райгосадминистрации и другие названные здесь лица могут иметь к ней отношение.

Полагаем, что эта версия также должна быть тщательно проверена в ходе последующего расследования.

Советом представителей была также произведена проверка обстоятельств выхода на железнодорожные пути станции Нижнегорск группы людей, протестовавших против преступной деятельности главы райгосадминистрации Дж. Ковалева. Выяснилось, что, несмотря на многочисленные обращения к нему со стороны крымских татар, а позже и установления палаточного городка возле здания райгосадминистрации, Дж. Ковалев, в нарушение своих служебных обязанностей, не говоря уже о профессиональной этике, всячески избегал не только удовлетворения законных требований крымских татар, но даже любых непосредственных контактов с ними. Сознательно затягивая время, он подводил ситуацию к тому, чтобы выполнение определенных требований людей стало физически невозможным, например, таких, как открытие к следующему учебному году школы с преподаванием на крымскотатарском языке или справедливое наделение этих людей сельскохозяйственной землей.

В частности, утром 16 мая 2000 года он, нарушив данное накануне обещание принять представителей крымских татар для переговоров, скрылся из здания райгосадминистрации, передав, что он якобы уехал в Симферополь. Это был уже не первый случай срыва переговоров по вине Дж. Ковалева. Это был также не первый случай отказа выполнить обязательства, взятые на себя в тех случаях, когда переговоры все же удавалось провести. То, что Дж. Ковалев заведомо лгал, прояснилось вскоре после того, как люди вышли на железнодорожные пути, поскольку Дж. Ковалев появился на этом месте через несколько минут, то есть за время, в течение которого из Симферополя до Нижнегорска доехать физически невозможно. Доведя ситуацию до предельного накала, Дж. Ковалев на последовавших за выходом людей на железнодорожные пути переговорах по-прежнему занимал обструкционистскую позицию, не желая рассматривать их основанные на законе требования. Тем не менее, ему были вручены требования представителей крымских татар, изложенные письменно.

В течение нескольких месяцев Дж. Ковалев подчеркнуто игнорировал все попытки, предпринимавшиеся региональным меджлисом и крымскотатарской общественностью для продолжения переговоров и поиска путей к реализации законных интересов крымскотатарского населения. Ко второй половине августа стало ясно, что он целенаправленно подрывает саму возможность сделать что-либо, поскольку, чем больше проходило впустую времени, тем меньше шансов оставалось для конструктивных шагов.

17 августа с целью содействовать процессу взаимопонимания и найти выход из созданного действиями Ковалева тупика в Нижнегорскую госадминистрацию прибыл член Совета представителей Джульверн Аблямитов. Вместе с председателем регионального меджлиса Смаилом Дейной они провели двухчасовые консультации с Дж. Ковалевым, в ходе которых еще раз попытались ему объяснить, что соблюдение Конституции и законов Украины о равноправии граждан, независимо от национальности, является обязательным для всех государственных служащих, включая и его самого. В конце переговоров председатель регионального меджлиса С. Дейна предупредил его о том, что 19 августа перед зданием райгосадминистрации состоится митинг крымских татар, посвященный сложившейся ситуации, и пригласил Дж. Ковалева принять в нем участие для того, чтобы встретиться с людьми и объяснить им свою позицию.

19 августа состоялся митинг, продолжавшийся около двух часов. Никто из райгосадминистрации не вышел к людям, чтобы разъяснить, почему в Нижнегорском районе настолько очевидно и систематически нарушаются права граждан крымскотатарской национальности. Фактически крымским татарам, проживающим в районе и собравшимся на митинг, было ярко продемонстрировано пренебрежение к их достоинству и гражданским правам. Участники митинга в целом проголосовали за то, чтобы добиться прихода к ним Дж. Ковалева тем способом, которым это только и было возможно - выйти на железнодорожные пути. Однако в данном случае поведение Дж. Ковалева превзошло весь его прежний цинизм - отряд спецназа, вооруженный щитами и дубинками, грубо нарушив требования части 3 статьи 12 “Закона о милиции”, совершил нападение на мирных людей, начав с женщин преклонного возраста. Реализуя свое право на необходимую оборону, безоружные демонстранты ответили так, как могли - подобрав камни на месте, они вынудили преступников в милицейской форме прекратить избиение. Дж. Ковалев так и не вышел к людям и даже не попытался предотвратить или остановить насилие в отношении своих сограждан.

Таким образом, обстоятельства свидетельствуют о том, что Дж. Ковалев умышленно и на протяжении длительного времени создавал условия для блокирования транспортных коммуникаций протестующими против его преступной деятельности людьми, а также для вовлечения сотрудников милиции в преступление, предусмотренное частью 2 статьи 166 УК Украины. Учитывая, что в намерения людей абсолютно не входило нарушение нормальной работы железнодорожного транспорта, и что они лишь старались привлечь внимание к преступной деятельности главы райгосадминистрации, то напрашивается вывод: что организатором, исполнителем и подстрекателем к блокированию железной дороги является сам Дж. Ковалев. Сотрудники милиции и иные должностные лица или государственные служащие, содействовавшие ему в этом, должны оцениваться как пособники в зависимости от конкретного поведения каждого отдельного лица.

Подводя предварительные итоги, следует отметить, что такая обстановка в районе сложилась, к сожалению, отчасти и вследствие недостатка внимания со стороны Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым к постепенно нараставшему произволу местных чиновников различных ведомств, все более и более чувствовавших себя свободными от ответственности перед законами Украины.

Полагаем, что реализация некоторых мер, предложенных выше Советом представителей крымскотатарского народа, позволит как улучшить положение с обеспечением конституционного равноправия граждан Украины крымскотатарской национальности, так и пресечь противоправную деятельность организованной преступной группировки, нашедшей себе опору среди должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления Нижнегорского района АРК.

Принято на заседании Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины

2 сентября 2000 г.

 

 

На заглавную страниц